Чему обучают ребёнка в детском саду
Краткая презентация Программы, ориентированная на родителей
(законных представителей) детей
- Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа.
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Троицкий детский сад» Асекеевского района Оренбургской области ориентирована на воспитание, развитие и обучение детей в возрасте от 1.5 до 7 лет, посещающих группы общеразвивающей направленности, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Содержание образовательного и воспитательного процесса выстроено в соответствии:
-
- с требованиями ФГОС дошкольного образования,
- с требованиями Федеральной образовательной программы,
- с нормативными документами, регламентирующими деятельность в области дошкольного образования.
Реализация задач осуществляется в процессе различных видах деткой деятельности.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском.
Содержание Программы ежегодно корректируется с учетом проблем, выявленных в результате анализа выполнения годовых задач, включения в работу новых программ, а также вариативных форм и различных моделей дошкольного образования.
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи Программы:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
- Используемые программы:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028.
Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые воспитанниками ДОУ, и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется в соответствии с программой «Сказки-наши друзья» по Речевому развитию детей (автор Н.А. Истомина) и «Мое Оренбуржье» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, автор Е.В. Беляева. Выбор направлений для части, формируемой участниками образовательного процесса, был определён потребностями родителей (законных представителей) воспитанников и интересам детей, а также возможностями педагогического коллектива.
Кроме того, используются следующие парциальные программы и технологии:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п |
Название издания |
1. |
К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», М., «Мозаика-синтез», 2011г. |
2. |
К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», 2-7 лет, М., «Мозаика-синтез. 2015г. |
3. |
Н.В. Иванова «Социальное развитие детей в ДОУ», 2008г. |
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ п/п |
Название издания |
1. |
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», старшая группа, М., «Мозаика-синтез», 2012г. |
2. |
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», подготовительная группа, М., «Мозаика-синтез», 2012г. |
3. |
Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников», М., «ТЦ Сфера», 2003г. |
4. |
С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 2001г. |
5. |
Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала», М., «Мозаика-синтез», 2013г. |
6. |
В.Н. Кострыкина, Г.П. Попова «Организация деятельности детей на прогулке», 2013г. |
Образовательная область «Речевое развитие»
№ п/ |
Название издания |
1. |
Т.Л. Мирилова «Падежная родословная» подготовительная группа, Волгоград, «КОРИФЕЙ», 2005г. |
2. |
Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», М., 2007г. |
3. |
Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Метод. Рекомендации, М., 2009г. |
4. |
Н.А. Стародубова «Развитие речи ребенка», М., «Школьная пресса», 2005г. |
5. |
Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», М., «Мозаика-синтез», 2009г.. |
6. |
А.Г. Арушанова «Формирование грамматического строя речи», М., «Мозаика-синтез», 2008г. |
7. |
Е А . Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», М., «Мозаика-синтез», 2007г. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
№ п/п |
Название издания |
1. |
Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», М., «ТЦ Сфера», 2012г. |
2. |
И. Капулова, И. Новоскольцева «Праздники каждый каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиприложением младшая группа», Санкт- Петербург, 2021г. |
3. |
И. Капулова, И. Новоскольцева «Праздники каждый каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиприложением средняя группа», Санкт- Петербург, 2021г. |
4. |
И. Капулова, И. Новоскольцева «Праздники каждый каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиприложением старшая группа», Санкт- Петербург, 2021г. |
5. |
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М., 2016г. |
Образовательная область «Физическое развитие»
№ п/п |
Название издания |
1. |
М.Р. Югова «Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет», Волгоград, «Учитель», 2012г. |
2. |
Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова «Занятия физической культурой в ДОУ», М,, «5 за знание», 2005г. |
3. |
Е.Ю. Александрова «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья», М., «Мозаика-синтез», 2006г. |
4. |
О.В. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», М., 2007г. |
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни,в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держатьсебя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о воде, снеге и льде.